Подвиг мучеников в основании Церкви

Недавно на «Историческом портале Северского района» была опубликована статья «Кровь мучеников — семя христианства», посвященная наступающему 7 февраля дню молитвенной памяти Собора Новомучеников и исповедников Церкви Русской.  Название материала — это слова раннехристианского писателя и учителя Тертуллиана, жившего во II веке. Они отражают фундамент, на котором основывалась древняя Церковь, и спустя тысячелетия напоминают нам о тех свидетельствах о вере ценой жизни, которые были как в древности, так и в совсем недавнее время. 

С греческого слово мученик переводится как «свидетель», и недаром христиане первых веков, гонимые за одну только веру во Христа, назывались именно свидетелями – ведь другие, видя их ревность и упорство даже перед страхом смерти, обращались ко Христу и сами заявляли о вере в Него. Но почему же именно «семя христианства»? Каждый второй или третий христианин в то время становился мучеником, поэтому у каждой Церкви были свои местные святые-мученики, которые особо почитались, на их гробах совершалась Литургия. Впоследствии совершение Литургии именно на телах святых нашло свое отражение в постановлении VII Вселенского собора, которым устанавливалось вкладывать часть мощей святых в престол каждого храма (на престоле совершалась евхаристия).

Целый собор новых мучеников (а в нем более тысячи имен святых) показывает нам незримую связь между Древней и новой Церковью, объединяя в мученическом подвиге всех пострадавших за веру от богоборческой политики советской власти и пострадавших от Римских императоров. Среди этого многочисленного собора есть и наши, кубанские святыесвященники Андрей Ковалев, Григорий Троицкий, Григорий Конокотин, Иоанн Яковлев и Михаил Лекторский. Они были прославлены 26 декабря 2003 года Священным Синодом и включены в состав Собора новомучеников. День памяти был установлен 28 декабря и в период празднования Собора новомучеников. Эти священники пострадали в первые годы советской власти, став «лишним элементом» на пути к светлому будущему трудового народа.

Кубанский мученик протоиерей Михаил Лекторский был арестован в ночь с 25 на 26 сентября 1921 года в станице Новотиторовской первой кавбригадой Чонгарской кавдивизии Буденного по обвинению в контрреволюционной агитации, и привезен со многими арестованными казаками в станицу Брюховецкую в особый отдел 9-ой большевистской армии. Здесь полтора месяца заключенные жили в нечеловеческих условиях, спали на соломе и были изъедены блохами и вшами. Человек, случайно увидевший отца Михаила, которому было 49 лет, нашел его крайне исхудавшим, еле ходившим стариком. Приговор тройки особого отдела кавдивизии Буденного был коротким – расстрел. Когда группу заложников из 40 человек раздели до исподнего, казаки стали просить – «Батюшка, поисповедуй нас». Батюшка исповедал и отпустил им грехи, сказав: «А кровью Вы приобщитесь [причаститесь] своею, и теперь простите меня, в чем я повинен».

Когда же он стал служить молебен, их стали бить прикладами, особенно сильно били о. Михаила. Затем связали им руки, бросили в телеги и повезли за станицу в глиняный карьер.

Лежавший с отцом Михаилом казак сумел развязать себе руки и развязал их о. Михаилу. «А теперь давай бежать» – шепнул казак. Но батюшка ответил: «Благословляю тебя бежать, а я уже не в силах». Казак бежал. Когда большевики среди приговоренных к расстрелу нашли развязанными руки только у священника, подвергли его страшным истязаниям. 27 октября 1921 г. в 10 часов вечера всех заложников расстреляли, и среди горы трупов выделялось своим изуродованным видом тело о. Михаила.

Стойкость и непоколебимость в вере протоиерея Михаила Лекторского надолго остались в памяти местных жителей, которые почитали его как святого.

Но помимо прославленных святых мучеников остается огромное количество духовенства, также пострадавшего за Христа, и их память должна благоговейна чтиться в каждом приходе нашего обширного края. 7 февраля 1938 года в городе Краснодаре состоялся групповой расстрел духовенства Северского района (а может, и не только Северского, это еще предстоит узнать). Среди расстрелянных были священник станицы Северской протоиерей Феодор Михайлович Белоусов, священник станицы Ильской Митрофан Михайлович Соболев и священник станицы Азовской Николай Мельников. Ранее «Исторический портал» писал о жизни священников Северской и Ильской. Теперь же будет уместно сказать, что их аресты и расстрелы были не случайны. Массовая волна репрессий по Северскому району была запланирована на январь 1938 года. Друг за другом с разницей в несколько дней были арестованы сначала священник и члены приходского совета Ильской, затем Северской и Азовской.

Совпадение даты расстрела духовенства с установленным позднее днем памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской неслучайно. Это показывает нам, что подвиг даже еще не прославленных Церковью священников – высок в глазах Бога. И поэтому прихожанам Северского, Ильского и Азовского храмов так необходимо чтить память своих бывших священников и молиться о них. Но эти имена – далеко не все. Из архивных документов известно, что в июне 1918 года, в далекую Гражданскую, за Христа пришлось пострадать священнику далекой станицы Убинской Аркадию Добровольскому. 14 июня в Убинскую прибыл отряд большевиков, которые арестовали священника А. Добровольского и под конвоем повезли его, как сообщили жителям, в город Екатеринодар. Однако конвоиры изменили движение и отправились из Убинской в сторону станицы Ильской через Азовскую и Северскую. Проехав ст. Северскую и находясь на середине пути к ст. Ильской, большевики убили отца Аркадия. Скорей всего перед смертью они заставили его рыть себе могилу, а расстреляв священника, переломали ему кости. На это указывает тот ужасный факт, что все тело мученика в неестественном положении поместилось в яму, длина и ширина которой составляла около аршина (0,71 м).

Известна судьба и священника станицы Георгие-Афипской Александра Флегинского. В марте того же 1918 года, ставшего кровавым для Кубанского духовенства, отец Александр стал жертвой большевицкого отряда, прибывшего в Афипскую. По скупым строчкам из документов можно узнать, что священника большевики долгое время с издевательствами водили по станице, а затем он «был изрублен на куски» на окраине. После освобождения станицы Георгие-Афипской от большевиков Добровольческой армией в сентябре 1918 года, растерзанное тело отца Александра было обнаружено за пределами станицы спустя семь месяцев после убийства. Эти данные подтверждает следственная комиссия и метрическая запись об отпевании отца Александра в Александро-Невском Войсковом Соборе города Екатеринодара, где датой смерти является 24 марта, а датой отпевания и погребения 18 сентября 1918 года. Удивительным остается тот факт, что даже спустя 7 месяцев тело отца Александра оставалось не подверженным тлению, что явно свидетельствовало о его святости.

Напоминая об этих подвигах за имя Христа духовенства нашего района, хочется добавить, что сегодня Комиссией по канонизации святых Екатеринодарской епархии ведется активная работа по подготовке материалов к прославлению в лице святых священников Александра Флегинского и Аркадия Добровольского. Но на них деятельность Комиссии не останавливается, собираются новые имена и сведения, ведется поиск документов. И хочется, чтобы память об истинных служителях алтаря Христова не оставалась в забвении, а сохранялась верующими хотя бы тех храмов, где несли свое служение пастыри-мученики.

Н. В. Кияшко,

член Комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии

(85)

Оставить комментарий

Сохранен как Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *